Валерий Козинский (vkozinsky) wrote,
Валерий Козинский
vkozinsky

Categories:

Их турков не поймешь...

  vkozinsky   то им то,...



Мы хотели бы вспомнить здесь, на страницах этого издания, некоторые незабываемые моменты истории Турции. В истории народов, действительно, есть некоторые незабываемые события минувшего, которые формируют память народов и цементируют на века отношения между народами. Эти слова особенно верны в отношении турок и евреев, двух народов, чьи пути пересекались во многих периодах истории, эти пути оставили в памяти двух народов неизгладимые, глубокие воспоминания.

Альгамбрский эдикт 1492 года об изгнании евреев стал переломным моментом истории, началом многовекового тесного союза и братства между турками и евреями. Эдикт провозглашал, что отныне евреям не разрешалось жить на землях королевства Испании, и вынуждал евреев сефардов покинуть испанские и португальские провинций, которые были их родиной на протяжении веков.

Именно в этот трагический для еврейского народа период султан Баязид II, узнав о бесчеловечном решении короля Испании, направляет к берегам Испании Османский флот под командованием адмирала Кемаля Реиса с приказом эвакуировать из Испании всех изгнанных евреев и доставить их под защиту Османской империи. И если Фердинанд II Арагонский, изгоняя евреев, запретил им забирать даже их личное имущество, просто выкидывая людей с родных земель, то Баязид II обеспечил условия максимального благоприятствования и помощи переселенцам, разослав по всей территории Османской империи султанский фирман, который гласил, что переселенцы должны быть приняты с вниманием, заботой и гостеприимством, куда бы они ни поселились.

Султан Баязид II даровал евреям право селиться в любом месте империи и пользоваться всеми правами, наряду с другими подданными империи. Османская империя приняла этот народ и полюбила его, евреи назначались на важные, ключевые административные посты в государстве, доверяя им самое ценное. Вспомним многих иудейских врачей, столь чтимых в Османской империи. Доверие это было взаимным, евреи высоко чтили оказанное им доверие и всегда были лояльны к османским султанам.


Но был и еще один трагический период в истории еврейского народа и вновь Турция и турецкие дипломаты прилагали все усилия для спасения их жизней. Многие турецкие дипломаты, имена которых сейчас уже мало кто помнит, жертвовали своими жизнями ради спасения своих сограждан евреев. Мы упомянем лишь нескольких героических турецких дипломатов.

Около 10 тысяч турецких евреев жили во Франции в тот период, когда фашистская Германия начала проводить политику Холокоста. Турецкие дипломаты всеми силами и путями старались выдавать новые удостоверения личности и паспорта для тысяч евреев, спасая своих сограждан от поездов смерти, увозивших евреев в концентрационные лагеря.

В 1940-х годах, Бехич Эркин, посол Турции во Франции смог выдать выдать турецкие паспорта 18,200 французским евреям, несмотря на давление правительства Франции, находившейся под нацистской оккупацией.

Тысячи евреев прибывали тогда в Турцию на поездах, с турецкими паспортами. В 2007 году израильская ассоциация евреев, имеющих турецкие корни, обратилась в мемориальный центр Холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме с просьбой внести имя Бехича Эркина в число праведников народов мира. Еврейский музей в Стамбуле, что в синагоге Неве-Шалом, сохранил множество уникальных исторических документов, воспоминаний евреев, которые в конце 15-го века были спасены Султаном Баязидом II от испанской инквизиции и вывезены в Османскую империю.

Недждет Кент, вице-консула Турции в Марселе, узнав однажды, что нацисты «загрузили» 80 турецких евреев, живущих в Марселе в вагоны для скота, для перевозки в нацистские концентрационные лагеря, бросился на гестаповца с требованием немедленно освободить турецких граждан. Он заявил, что эти евреи – граждане Турции, а Турция не участвует в войне. Немецкий офицер ответил, что там нет турецких граждан, “там только одни евреи”, и тогда Недждет Кент и его помощник тоже сели в вагон[1] и отказывались выходить из него, несмотря на требования нацистов.

На следующей станции уже группа немецких офицеров поднялась в вагон, и принесла извинения Кенту, попросив его вернуться в Марсель, они пригнали для него автомобиль. Но Кент был непреклонен, “как представитель светского правительства Турции, которое категорически выступает против разделения людей по их религиозным и этническим признакам, я не могу оставить этих людей здесь и отправить их на погибель," сказал он. Удивленные его бескомпромиссной позицией нацисты, в конечном итоге, отпустили поезд в Турцию. В 2001 году Недждет Кент был удостоен орденом за высшие заслуги перед Отечеством, одной из самых высоких наград Турции, а также специальной медалью правительства Израиля за спасение евреев во время Холокоста.


В истории и памяти народов сохранилось множество таких трогательных моментов. Турецкие дипломаты, спасавшие в годы Второй мировой войны евреев, рискуя своими жизнями, всегда следовали Господнему повелению Корана, главному принципу Ислама, который гласит: “если кто-то дает жизнь другому человеку, то это как если бы он дал жизнь всему человечеству.” (Коран, 5:32). Это Божественное положение также ниспослано и иудеям в Торе: “если ты спасешь одну жизнь, как будто ты спас мир.”

Важно понимать и помнить, что история этих двух стран и народов полна примерами любви и милосердия. Турки и евреи имеют неразрывную историческую связь, которая уходит корнями глубоко в прошлое.

Это связь очень прочная, она способна выдержать резкие повороты в отношениях, никакие политически разногласия не смогут разрушить эту историческую связь. Покуда есть на земле люди здравого смысла, которые говорят на языке мира, мы верим и надеемся, что волны реальной политики очень скоро достигнут и наших берегов

то, раз и ето....

                                Турецкий антисемитизм

Евреи жили в Османской империи и на территории современной Турции более 2400 лет. Вначале это были романиоты, затем они были ассимилированы среди сефардов. С конца XV века в Османскую империю массово переселялись ашкеназы.
В Османской империи
Первый случай кровавого навета в Османской империи был зафиксирован во времена правления султана Мехмеда II в XV веке (по другим данным — в начале XVI века). Впоследствии такого рода случаи, несмотря на массовое переселение евреев из Испании в 1492 году, происходили редко и обычно осуждались османскими властями. В частности, такие случаи отмечены в Иерусалиме в 1546 году и в городе Амасия (Центральная Анатолия) между 1530 и 1540 годами. В Амасии армянская женщина заявила, что она свидетель убийства евреями армянского мальчика и использования его крови на Пасху, что привело к погромам, продолжавшимся несколько дней, а несколько евреев, включая раввина, под пытками признались в убийстве и были повешены. После того как мальчик был найден живым и здоровым, губернатор наказал армянских обвинителей, однако пострадавшим евреям это не помогло.
Впоследствии кровавые наветы на евреев со стороны христиан продолжились. В частности, еврейские источники отмечают такие случаи во время правления Мурада IV.
Мехмед II издал первый в Османской империи фирман о том, что все дела, связанные с кровавым наветом, должны рассматриваться в «диване» — центральном ведомстве в столице.
В целом переселение евреев из Западной Европы было встречено властями доброжелательно. В 1553 году, прислушавшись к мнению своего врача и советника, еврея Моисея Хамона, султан Сулейман Iповторил приказ Мехмеда II, который запретил местным судам разбирать дела о еврейских ритуальных убийствах. Он же воспрепятствовал намерению папы Павла IV предать евреев Анконы в рукиинквизиции.
Однако впоследствии отношение властей к евреям ухудшилось.

Так, в 1579 году султан Мурад III, узнав, что еврейские женщины носят шёлковую одежду, украшенную драгоценными камнями, приказал уничтожить всех евреев в империи. Указ был отменён благодаря одному из советников великого визиря — еврею Шломо Ашкенази. Однако для евреев была введена особая одежда, в частности женщинам было запрещено носить шёлк, а мужчинам были предписаны особой формы шляпы.

Известны следующие случаи кровавого навета в XIX веке в этом регионе:

Халеб (1810), Бейрут (1824), Антакья (Антиохия, 1826), Хама (1829), Триполи (1834), Иерусалим (1838), Родос и Дамаск (1840),Мармора (1843), Измир (Смирна, 1864), Корфу (1894). Наиболее известны из них навет на Родосе и Дамасское дело 1840 года, поскольку оба они имели крупный международный резонанс.
Навет на Родосе произошёл в феврале 1840 года, когда греческая православная община острова Родос при активном участии консулов нескольких европейских государств обвинила евреев в похищении и убийстве христианского мальчика в ритуальных целях. Османский губернатор Родоса поддержал обвинение в ритуальном убийстве. Было арестовано несколько евреев, некоторые из которых сделали ложные признания под пытками, и весь еврейский квартал был заблокирован на двенадцать дней. В июле 1840 года еврейская община Родоса была официально признана невиновной.
В этом же году состоялось так называемое «Дамасское дело», в котором несколько евреев были обвинены в ритуальном убийстве капуцина с острова Сардиния отца Томаса и его слуги-грека Ибрагима Амары
Известный британский политический деятель сэр Мозес Монтефиоре добился у султана Абдул-Меджида I указа от 6 ноября 1840 года, объявлявшего кровавый навет клеветой и запрещавший судебные преследования евреев по этому обвинению на всей территории Османской империи. В указе было сказано:
Мы не можем позволить, чтобы еврейский народ… мучили и пытали в связи с обвинениями, не имеющими ни малейшей реальной основы…
Оригинальный текст (англ.)
В 1866 году, в связи с возобновлением случаев кровавого навета, султан Абдул-Азиз издал фирман, согласно которому евреи находились под его защитой. Это заставило православное духовенство в Османской империи отказаться от распространения подобных обвинений.
Ещё один навет был возведён на евреев в 1875 году в Халебе, однако предполагаемая жертва убийства — армянский мальчик — был вскоре найден живым и здоровым.
Большая часть конфликтов и преследований евреев в империи была со стороны христиан, в первую очередь греков и армян. Мотивом к преследованиям нередко служило торговое соперничество.
Однако были конфликты и с мусульманами.
В частности, в марте 1908 года произошёл крупный погром в Яффо. В погроме приняло участие арабское население, 13 человек были тяжело ранены, несколько из них умерли. Глава местной власти был отстранён от должностиВо второй половине XIX века (с 1839 и до 1870-х годов) в империи осуществлялись государственные преобразования, направленные на выравнивание прав подданных вне зависимости от этнического происхождения и религии. Эти преобразования затронули и евреев, которые в итоге получили равноправие. Еврейская община достигла к началу XX века 400—500 тысяч человек, а в 1887 году в османском парламенте даже было 5 депутатов-евреев. При этом реальное равноправие было достигнуто намного позднее.
Так, например в конце XIX века, параллельно с массовым заселениемПалестины мусульманами, был принят закон, запрещающий евреям селиться в Палестине и жить в Иерусалиме вне зависимости от того были они подданными империи или иностранцами. Во время греко-турецкой войны в 1919—1921 годах еврейские общины Западной Анатолии и Восточной Фракии подвергались преследованиям со стороны греков, а в городе Чорлу произошёл погром.

К моменту провозглашения Турецкой Республики в 1923 году на её территории жило 200 тысяч евреев, в том числе 100 тысяч в Стамбуле. Евреи получили гражданское равенство, однако в дальнейшем погромы и преследования привели к массовой эмиграции, в результате чего численность еврейской общины сократилась в 10 раз.
В 1920-е годы противники режима Ататюрка развернули антисемитскую кампанию, в ходе которой использовались как стандартные юдофобские клише, так и местные обвинения, в частности в том, что евреи якобы во время войны поддерживали греков и незаконно присваивали брошенное ими и армянами имущество. Кампания не нашла широкого отклика и завершилась со стабилизацией политического режима. В этот же период в нарушение Лозаннского договора правительство принудило еврейскую общину отказаться от культурной автономии, предоставленной для национальных меньшинств.
2 июля 1934 года пронацистская группировка во главе с Дж. Р. Атилханом (тур.) организовала погромы в ряде городов Восточной Фракии. Власти решительно пресекли антиеврейские беспорядки, ввели в Восточной Фракии чрезвычайное положение, погромщиков арестовали и предали суду. В то же время некоторые источники пишут о насильственном выселении евреев из Восточной Фракии в соответствии с «Законом о переселении» (№ 2510). По этому закону министр внутренних дел получил право переселять те или иные национальные общины в другие районы страны в зависимости от того, насколько они «адаптировались к турецкой культуре»]. В частности, евреи были выселены турецкими властями из города Эдирне].
1939—1942 годах в Турции вновь развернулась антисемитская пропаганда, поддержанная нацистской Германией, а турецкое руководство не препятствовало ей. После прихода к власти правых в Турции в июле 1942 года был введен налог на имущество (Варлык вергиси), закон был ратифицирован парламентом 11 ноября. Величина налога для евреев и христиан была в 5 раз больше, чем для мусульман. Около 1500 евреев в связи с неуплатой непосильных налогов были отправлены в «трудовые лагеря». Закон был отменён 15 марта 1944 года. Однако при этом в период с 1933 по 1945 годы Турция приняла множество еврейских беженцев, а турецкие дипломаты в Европе способствовали их спасению от Холокоста
С 1948 по 1955 годы примерно 37 тысяч турецких евреев переселились в Израиль. Одной из причин эмиграции было давление властей с требованием перехода на турецкий язык, в том числе в быту
В 1950-е годы Атилхан и некоторые другие турецкие правые публиковали в СМИ и в книгах антисемитские материалы, часть из которых была конфискована властями. Нападения на евреев и антисемитские инциденты были зарегистрированы также в 1955, 1964 и 1967 годах. Власть принимала меры по защите еврейского населения.
В 1970-е — 1980-е годы антисемитские настроения в Турции усилились. Антиеврейские тезисы появлялись даже в программах некоторых политических партии.




Tags: Евреи, Турция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments